суббота, 21 апреля 2012 г.

По облачным улицам

Все-таки нарушу хронологию повествования и расскажу об одном недавнем полете, о котором ну очень хочется рассказать - пока впечатления свежи. Нет, он был вовсе не сложен, спортивного интереса не представляет никакого, да и большого опыта пилотирования я в нем не получил. Но это было настоящее путешествие в сказку: "облачные улицы", глория, полеты в облаках, посреди них и над ними, радость, приходящая на смену отчаянию - все ощущения этого сна наяву просто невозможно передать словами. 


Маршрут полета - 134км облачными "улицами"

Постараюсь рассказать обо всем по порядку, последовательно и довольно подробно. Одна из целей данных заметок - самому снова проиграть пережитый полет и вынести из него как можно больше опыта. Надеюсь, кому-то смогут пригодиться кое-какие наблюдения, а остальным будет просто интересно погрузиться в атмосферу полетов и представить себе ощущения, которые дарит этот удивительный вид спорта - дельтапланеризм. Ведь полеты на дельтаплане - это вовсе не гонка за адреналином, как считают многие далекие от авиации люди.

Так что включайте свое воображение - и полетели со мной!

На старте

Удача пришла еще поздней ночью, когда внезапно решилась никак не поддававшаяся отладке  проблема на работе. Из-за нее мне, правда, пришлось не выспаться, но, как ни странно, до самого вечера спать особо и не хотелось. Погода была по прогнозу хорошей - один солнечный день с 50-процентной облачностью на три пасмурных до и после. Сильный западный ветер, вдоль хребта, что означало большую турбулентность на малой высоте - да и не только на малой. Еще когда я первый раз выглянул в окно, то подумал, что облачка как-то уж слишком быстро бегут над вершинами. Но решил все-таки ехать. Предыдущий день из разряда "единственный летный на пять паршивых" мне пришлось пропустить, сидя дома с ноутбуком, и сегодня летать хотелось ну очень сильно. Плюс мне было стыдно перед собой за предыдущий полет, когда я сел всего через полтора часа из-за того, что просто устал барахтаться в "жеваном" воздухе, состоящем из узких коротких "пузырей" теплого воздуха, бегущих вверх, но зацепиться за которые надолго практически невозможно. А ведь летать в такую погоду как раз полезней всего - в сильных-то сформировавшихся потоках любой дурак пролетит маршрут.

Помимо этого, совсем недавно я записался на XC мастер-класс от Герольфа Хенрикса, одного из лучших пилотов мира, и моих навыков и умений пока что катастрофически не хватает для участия в нем. Мастерство выживания в слабых, рваных, не сформировавшихся потоках - как раз то, что от меня понадобится в первую очередь, иначе я просто не смогу угнаться за остальными участниками. До мастер-класса остается каких-то три с половиной месяца, и за это врем я должен успеть подготовиться. Помощник Герольфа челябинский пилот Женя Ларицкая посоветовала такое упражнение: ставишь себе ограничение по высоте и летаешь, не поднимаясь выше. Например, ограничиваешь полет высотой старта и летаешь в рваных пузырях и несформированных потоках у рельефа, бросая их, как только  достигается установленный предел. Получается? Опускаешь планку на 100 метров и продолжаешь летать ниже. И так далее. Сложное и очень полезное упражнение. Но сегодня, глядя на силу ветра, дующего вдоль хребта, я от него отказываюсь. Воздух вблизи рельефа обещает быть очень турбулентным, а роторы в узких долинках уже готовы с удовольствием пожевать меня вместе с моим дельтапланом, попади я туда.

Одиннадцать утра - я уже нахожусь на старте.

 - Today weather likes safe, good and gentle... washing machine! - приехавшие вместе со мной на старт парапланеристы из разных концов Европы смеются, правда, немножко нервно. 
Большинство - недавние ученики Николая, инструктора Skynomad, и бороться с парапланом в довольно сложную для этого летательного аппарата погоду - безусловный стресс для них. 

Сегодня Христо не мог подвезти меня на своей машине, и я договорился о завозе с местными парапленеристами. Здесь, в Сопоте, вообще очень хороший летный клуб, Skynomad, категорически рекомендую познакомиться и подружиться с его членами, они очень хорошие ребята.

В 11:30 пара учеников на парапланах не без труда стартовали и сели внизу, один парень как будто поопытней после нескольких попыток стартовать развесил свое крыло на дереве, после чего долго и сосредоточенно распутывал стропы. Я же, собрав дельтаплан на соседнем, более крутом и развернутом к ветру, но окруженном деревьями и более турбулентном старте, решил не стартовать раньше часа дня. Нашлись и пара занятий на оставшееся время - например, закидать снежками сидящих на склоне грустных париков. 

Поехали

Итак, 13:00. Одеваю подвесную систему, аккуратно разворачиваю дельтаплан носом к ветру, защелкиваю карабин, маленькими переходами обхожу с ним колючий кустик и выхожу на старт. Погода к этому времени значительно улучшилась: ветер наверху стал тише, на востоке над хребтом выросла цепочка из кучевых облаков - "улица". Ставлю себе задачу долететь до Сопота, а там поступить по обстоятельствам: либо остаться  там, выполняя описанное выше упражнение, либо лететь дальше. Очень хочется отправиться в Сливен, я туда еще не долетал, но в сегодняшнюю погоду это будет маршрут в одну сторону, возвращение на машине окажется дорогим и долгим (по прямой туда лететь 130 км). 


Мой дельтапланчик на "правом" старте в Беклеме

С соседнего старта на меня смотрят человек 10 парапланеристов. Среди них много новичков, ни разу не видевших в полете спортивный дельтаплан и считающих, что летать на нем во много раз сложнее и опасней, чем на ассоциирующемся у большинства с безопасным парашютом параплане. Ловлю себя на мысли, что не хочу перед ними облажаться и, не найдя потока, сгрузиться вниз. Все-таки, единственный в округе активно летающий дельтик. Осматриваю свой старт и еще раз осознаю, почему он не так популярен: справа и слева в 10 метрах кусты, внизу в 30 - деревья. От них отходят маленькие роторы, мешающие старту. С другой стороны, склон намного круче, я с него быстрее взлечу, а в воздухе нормально разогнанный дельтаплан управляется гораздо лучше, чем на земле. Вообще предпочитаю оторваться от земли пораньше на крутом старте, чем пробегать полсклона, смешно размахивая хвостиком и рискуя споткнуться о камни.

Поймав момент с ровным ветром в лоб, поднимаю дельтаплан и делаю три сильных быстрых шага разгона - земля уходит из-под ног, а я вытягиваюсь в подвеске и берусь руками за спидбар (ручку управления). Через две секунды после отрыва мой прибор вариометр начинает весело пищать, сигнализируя о том, что я попал в восходящий поток. Сходу поворачиваю направо и чуть к склону, потом разворачиваюсь назад - над точкой старта по прибору уже 20 метров. Подъем не пропадает, снова разворачиваюсь направо, делаю еще одну "восьмерку" - высота уже 40 метров. Не удерживаюсь и машу рукой стоящим внизу очарованным парикам, двое дергаются и машут мне в ответ, но я уже на них не смотрю, закладывая первый виток спирали в потоке (для того, чтобы удержаться в столбе восходящего воздуха и набрать высоту, нужно кружить в нем так же, как это делают парящие птицы).

Мы летим на восток

Через несколько минут я уже оказываюсь в шести сотнях метров над стартом. Ветер сносит меня вместе с потоком на юго-восток. Каждый виток или два приходится протягивать против ветра, чтобы вернуться в ядро. Подъем становится более турбулентным и начинает ослабевать: сначала из +2м/с превращается в +1.5, потом +1, потом +0.5, 0...  Делаю широкую спираль, но, убедившись в том, что потока больше не найти, поворачиваю на восток и лечу в 150 метрах над хребтом, возвышающимся над долиной. Вытягиваю полтора метра веревки полиспаста - крыло натягивается сильнее и начинает лететь лучше, правда, в ущерб управляемости. Над хребтом турбулентно, но я приноравливаюсь более ловко управляться с взведенным дельтапланом. Периодически прибор сигнализирует о коротком подъеме, но я не пытаюсь закручивать. "Не все то поток, что пищит!" - проносится в моей голове. В маленьких "пузыриках" просто нет смысла спиралить - потеряешь больше высоты, чем наберешь. Стараюсь лететь маршрутом наиболее вероятного схода восходящих потоков - так в любом случае улетишь дальше, опустившись не так низко, а то и вовсе останешься "в ноликах". 

Через несколько минут протыкаю не очень широкий, но сильный поток - меня подбрасывает так, что провисают боковые троса, но я в момент перегрузки успеваю взять ручку на себя увеличивая скорость, а после открениваюсь в сторону и пихаю ее вперед, провоцируя дельтаплан на крутой разворот на 180 градусов.  Снова втыкаюсь в ядро, но уже стоя в спирали, меня сильно подбрасывает, в следующий же момент выпадаю в нисходящий поток с другой стороны. Обрабатывать узкие потоки трудно. Разворачиваюсь, протягиваю спираль в сторону  ядра, начинается подъем - закручиваю еще сильнее. Вариометр уже пищит половину виража подъем, чуть ли не +5м/с, но в оставшейся части я попадаю в нисходняк -5, и в среднем скороподъемность остается нулевой. В следующий раз, протянув в сторону ядра, обнаружив "заброс", закручиваю совсем крутую спираль - с креном 45 градусов или даже больше. Но дельтаплан встает очень ровно в самый центр узкого ядра, и прибор целых два витка сигнализирует почти равномерный набор. Средняя скороподъемность +1.7 - нормально, учитывая то, с каким крутым креном кручу. Присутствует существенная перегрузка, шея очень быстро устает держать голову. Периодически выпадая "в нули", маленькими движениями корректирую свое положение  в потоке и сдвигаюсь к его центру. Перегрузка делает дельтаплан очень послушным. Через пару минут поток становится шире, и я начинаю крутить более полого. Еще через минуту он совсем разваливается, и виток широкой прощальной спирали не помогает мне найти сильный подъем, я немного вытягиваю шнурок полиспаста и лечу дальше. Скорость относительно земли - 65 км/ч: 55 моя и 10 - попутный ветер. Кладу подбородок на ручку управления и наконец расслабляю мышцы шеи, уставшие поддерживать голову в длительной перегрузке 1.5 же (или больше?). Высота над стартом уже - 1100 метров.

Пролетаю над домиком площадки прибытия подъемника в Сопоте, и там практичеки сразу натыкаюсь на сильный "дежурный" термик (поток), в котором относительно просто набираю несколько сотен метров... Над головой образуется облако, его куски пролетают  совсем рядом с бешеной скоростью. Вот уже отдельные клубы пара проносятся мимо и подо мной. 1300 метров над стартом, 2500 - над уровнем моря. Поворачиваю нос дельтаплана на восток и снова взвожу полиспаст, вытягивая из него 2 метра веревки. Нет, сегодня я долечу до Сливена!

Первая "улица"

Прямо передо мной открывается горный ландшафт вблизи предстоящего пути. Слева не так далеко - пик Осым, от него хребет уходит на восток к пику Ботев - высочайшей точке Балканских гор (2376м). Справа вижу 15-километровый "полуостров", соединенный с хребтом узким перешейком. В дальней части него между ним и Ботевым - глубокое ущелье шириной 4 километра. Я недавно узнал, что парапланеристы благоговейно называют его "адом". Как я выяснил, на дельтике он перелетается довольно быстро и просто, хотя нисходящий поток там, безусловно, есть. Думаю: в этом ущелье должен дуть восточный долинный бриз, а наверху, над перешейком "полуострова", он должен сталкиваться с западным метеорологическим ветром, и там должна образоваться так называемая конвергентная зона подъема. Действительно, над этим местом стояло широкое плотное кучевое облачко. 


Горный массив, упомянутый здесь как "полуостров"

Первая мысль была полететь к Осыму, дальше - вдоль оновного хребта, потом в зону конвергенции, затем - к Ботеву и на восток, за него. Но в той стороне я не видел существенной облачности, а над "полуостровом" облачка стояли плотной цепью, образуя так называемую "улицу". Туда я и решаю направиться, чтобы воспользоваться очевидными потоками, отмеченными облаками, и, нырнув у перешейка в зону столкновения потоков, перебраться к Ботеву. 

Направляю нос дельтаплана к ближайшему облаку в той стороне. База (нижняя кромка) его выглядит абсолютно плоской, грязно-серой - верхняя часть гигантского клуба пара отражает небо и солнце, она белоснежна, а нижней отражать нечего, поэтом в контрасте она и смотрится темной.  Минута - и я оказываюсь под ней. Становится турбулентно, варио все чеще начинает пищать, сообщая мне о зонах подъема. Моя высота - 2400 метров над уровнем моря, и я лечу прямо, вдоль наиболее темной части облака, даже не пытаясь обрабатывать встреченные потоки. Когда я долетаю до противоположного края облака, моя высота становится уже 2500 (это 1300 над стартом), а справа, слева и снизу подо мной мимо проносятся облачные лохмотья. Под базой холодно - прибор отображает температуру -2 градуса, но я одел под комбинезон теплую толстовку, на моих руках теплые немецкие летные перчатки, а подшлемник из виндстопа заправлен за ворот, так что чувствую  себя вполне комфортно. Правда, сосульки на усах немного стягивают кожу ;-)

За покинутым облаком следует сразу новое - и под ним тоже подъем. Потому-то мы и зовем это явление "облачными улицами"  - по ним можно лететь и лететь, не снижаясь, без единого витка спирали. Так и делаю - лечу по прямой с вытянутым полиспастом. Довольно сильно подколбашивает, но мне удается справляться с натянутым, прямым, будто доска, дельтапланом и лететь более-менее прямолинейно. Справа и слева все постепенно закрывает белая пелена, только внизу, в окаймленном белым паром круге просматриваются очертания лесов, скал, дорог далеко внизу. Я смотрю на экран GPS, чтобы запомнить направление, по которому лечу. Все исчезает. Внизу, сверху, справа, слева, везде - белая пелена. Турбулентно, время от времени возникают существенные крены, но, чувствуя скольжение на крыло (я немножко зажал ручку, и поэтому любой крен сразу заставляет аппарат "скатываться" вниз в его сторону), легко выправляю их и как будто даже не путаюсь в направлениях, а по показаниям навигатора даже удерживаю направление. Варио неровно попискивает, средняя скороподъемность - 0.5 метров в секунду, 

И вдруг, неожиданно и резко - раз! - белая пелена "выключается", внизу открывается залитая солнцем долина, вся в нежных красках молодой листвы, слева и справа горизонт закрывают вереницы облаков, веселых и ярких, над головой чистое, сочное, синее, невероятно глубокое небо. Все это возникает так быстро и сразу, это так красиво и фантастично, что у меня просто переполняет от восторга! Нету, просто нету земных слов, чтобы описать то,. что ощущаешь, когда вылетаешь из облака! Вот вокруг тебя ничего нет, кроме молочной белизны, шума ветра и сигналов прибора, и вдруг раз - открывается целый мир, удивительный, невероятный и непередаваемо прекрасный! "Эхе-хей!" - кричу я и сразу замолкаю, таким неестественным и лишним кажется собственный голос в этом царстве синевы и ветра. 

Облака вокруг невысокие, без существенного вертикального развития, высотой максимум - примерно с километр. Турбулентность внутри них больше, но ее нельзя назвать сильно злой. Впереди виден белый массив побольше, но тоже не очень высокий, нисколько не похожий ни на грозовое, ни на просто дождевое развитие. Поэтому я прихожу к выводу, что пока что можно  позволять потокам засасывать меня с дельтапланом в облако, и это будет достаточно безопасно. Вообще, вода из воздуха при конденсации выделяет тепло, и это увеличивает как силу потоков, так и турбулентность в облаке, которое за счет этой энергии часто начинает интенсивно расти вверх на тысячи метров, превращаясь в дождевое или даже грозовое. Последние очень опасны. Но сегодня, похоже, этого ожидать не придется.

Подлетаю к следующему облачку "улицы" на уровне его базы и пролетаю его всего на этой высоте, сохраняя скороподъемность нулевой - тут потоки, очевидно, слабее. Скорость относительно земли - около 70 км/ч, я отлетел от Сопота на добрый десяток километров, не сделав ни одного витка спирали. Слева, на севере, вижу перешеек "полуострова", но "облачная улица" ведет дальше, на восток, и я решаю лететь по ней вперед, чтобы там, в ее конце, полететь искать поток над склонами основного хребта. Еще 15 минут путешествия под облаками, и подо мной уже город Калофер, а слева и сзади - глубокий широкий "парапланерный ад" ущелья.

Впереди еще одно облако, с более низкой базой, но дальше за ним цепочка заканчивается. Задаюсь вопросом: почему у него нижняя кромка ниже? Либо оно разваливается, и под ним нисходящий поток, либо, наоборот, сильный восходящий, но более влажный. Лечу туда - и варио начинает весело проигрывать свою песню о подъеме. Видимость снова постепенно пропадает, и вот я уже лечу в турбулентной атмосфере, окруженный со всех сторон молоком, ориентируясь только на оставляющую за собой точки трека стрелочку на дисплее GPS-навигатора. Курс выбрал с северной составляющей, чтобы не выпрыгнуть с подветренной стороны последнего в "улице" потока, в резкие нисходники и жесткую турбулу.

Сердце начинает стучать чаще в ожидании чуда - и облако вокруг меня, все равно немножко неожиданно, выключается, и я выскакиваю под голубое небо на высоте 1400 метров над стартом. Слепящая долина внизу, горный хребет со снежными шапками слева и впереди - целый мир вокруг, очаровательный и прекрасный! 

Переполняемый чувствами, вытягиваю еще полметра веревки полиспаста, подтягиваю ручку управления к груди и прижимаю локти к бокам, чтобы вызывать меньшее сопротивление - впереди 5-6-километровый переход в опускающемся воздухе до хребта и следующей "облачной улицы". 

Небольшие трудности

Долетаю до хребта, разменяв в нисходняке 500 метров высоты. Над хребтом стоит плотная облачность, солнечных пятен на земле нет, потоков тоже почти не встречается - только что-то мелкое, невыкручиваемое. Пару раз пытаюсь зацепиться, но больше 50 метров набрать не выходит. Продолжаю полет по маршруту, стараясь пролетать над теми местами рельефа, где сход термиков наиболее вероятен, а так же под наиболее темными местами облаков. Но нет, ничего, только короткие слабые "пузырьки". Разменяв еще 500 метров высоты, решаю полететь ближе к залитой солнцем хорошо прогретой долине, вдоль края тени облачного массива. Высоты все меньше. 300 метров над стартом... маленький плюсик... нет... 200... 100... подъем!  Нет, не выкручивается, теряю высоту... 0... -100 и вот тут нахожу поток. Не очень сильный, весьма турбулентный и нечеткий, но настоящий, пусть со скороподъемностью +0.6м/с, но выкручиваемый, теплый, добрый... 

Потихоньку, очень аккуратно и не особо крутой спиралью обрабатываю его, стараясь не упустить ни крупицы подъема. На высоте 500 метров над стартом поток ускоряется, видимо, слившись с другим, более сильным. Теперь кручу +1, а через 10 минут он поднимает меня еще на 600 метров и превращается в +2.5. Так я снова добираюсь до облачной базы и продолжаю лететь дальше, на восток - вдоль новой "облачной улицы".

В облачном городе

"Улица", протянувшаяся на восток, оказалось сплошной, она закрыла от солнца весь южный склон хребта, но пролетая под наиболее темными местами облачного покрова, я везде нахожу подъем. Высота все время держится на отметке 2500 над уровнем моря, земля далеко внизу с расстояния два километра не особо балует богатством деталей, но мой полет под цепочкой облаков не требует большой концентрации внимания, и я с интересом разглядываю все, что попадается на глаза. 

На юге и немного сзади - большое амебообразное озеро, впадающие в него с моей стороны реки ослепительно сияют отраженным солнечным светом. Подо мной - покрытые лесом горы. Все в тени, и от этого выглядят по сравнению с яркой солнечной долиной весьма мрачно.  Слева, на севере, они выполаживаются и превращаются в невысокие холмы, над которыми облачность относительно редкая, отчего они смотрятся в лучах солнца довольно приветливо. В горах впереди слева - несколько десятков гигантских ветряков. Согласно одному из европейских соглашений, правительство Болгарии выкупает "зеленую" электроэнергию у частных ветряных и солнечных электростанций по высокой цене. На севере, на вершине холма - серая гигантская арка памятника...

Разглядывая землю, влетаю под более темную часть облачного покрова, меня затягивает в облако, и все внезапно пропадает. Гляжу на дисплей навигатора, чтобы запомнить направление. Но турбулентность в этом облаке довольно сильная, и у меня на взведенном с помощью полиспаста дельтаплане получается лететь только широкими зигзагами. Вариометр заливается от радости, сигнализируя среднюю скороподъемность чуть ли не +2.5. Через две минуты набираю в облаке высоту 2900 над уровнем моря, но тут вариометр замолкает, и я в нарушаемой лишь шумом ветра в ушах тишине оказываюсь... над облаками!

Точнее, между ними: сзади большим пупырем возвышается кучевка, в которой я только что набрал высоту, справа и слева большими волнами поднимаются еще две, а спереди, довольно далеко, на километр вверх или около того высится крупный облачный массив, который я заприметил издалека. Справа внизу, через небольшое окно, видно землю, а слева, прямо на облаке, я вижу свою тень, окруженную сияющей круглой радугой - глорией! Она именно сияет: черная тень в форме дельтаплана, окруженная светящимся белым пятном,  по краям которого расположено яркое, четкое разноцветное кольцо, настолько красивое, что от него просто невозможно отвести глаза...

Залюбовавшись глорией, я втыкаюсь в облако сбоку, видение мгновенно пропадает, и сильный поток, ударивший под крыло и резко накренивший дельтаплан, заставляет меня очнуться. Вот интересное наблюдение: когда летишь в облаке, вытянув полиспаст и немного поджав ручку для скорости, становится гораздо проще определять свое положение в пространстве и сохранять курс. Если лететь в балансирном положении и с отпущенным полиспастом, это становится сложнее, потому что крыло начинает поворачивать при любом крене, и ты этого не замечаешь, так как перегрузка не позволяет достаточно точно почувствовать наличие крена (а горизонт скрыт облаком и не является ориентиром). Но когда берешь ручку немного на себя, дельтаплан вместо того, чтобы поворачивать, начинает соскальзывать на крыло, и ты это чувствуешь по тому, как спидбар смещается в сторону поднятого крыла. 

В воодушевлении от пришедшей в голову мысли, решаю это проверить: сбрасываю полиспаст и начинаю пытаться лететь прямолинейно, отпустив ручку управления до уровня лица. Некоторое время получается лететь куда надо, но потом сильный поток меня резко разворачивает, я стараюсь выправиться, но, видимо, встаю в спираль - стрелка на дисплее навигатора, уже развернутая на 90 градусов, начинает медленно поворачиваться дальше. Легко тяну ручку на себя - и мгновенно понимаю, в какую сторону крен! Так, глядя на экран GPS, закладываю поворот в противоположную сторону и без проблем, несмотря на присутствующую в воздухе турбулентность, встаю на прежний курс, летя на повышенной скорости.

Стоит мне это сделать, как вновь вылетаю из облака - и то, что я вижу на этот раз, заставляет меня задержать дыхание на выдохе. Белые стены справа и слева, снизу в десятках метров подо мной - клубящееся облако. Над головой - большое окно, через которое видно синее небо, не голубое, а именно синее, сочное, а не светло-голубое и мутное, каким мы его обычно видим снизу. Но впереди... Прямо передо мной - настоящая облачная арка, и через нее видно залитую солнцем равнину, закрытый облаками горизонт, небо... Все это выглядит настолько фантастичным и нереальным, что я только и могу, что лететь дальше туда, под облачный свод, совершенно забывшись, очарованный, с открытым ртом... 

В детстве я почему-то никогда не летал во сне, по крайней мере, не помню таких снов, и тогда я очень огорчался по этому поводу. Но сейчас, во время этого полета в облаках наяву, я уверен, что во сне просто не может быть так хорошо! Солнце, ветер и вода - величайшие и самые бескорыстные зодчие! Какие же чудесные вещи они творят в небе каждый день, каждый час, постоянно разрушая и повторяя вновь, и ведь вся эта красота не предназначена ни для чьих глаз - даже птицы редко залетают так высоко, чтобы восхититься ей!

Влетев в гигантские облачные ворота, будто в проход в иное измерение, я оказываюсь над освещенной солнцем долиной, покрытой мозайкой полей с разнообразными посевами. Потрясенный красотой недавно увиденного, я уже начинаю лететь в сторону равнины, но вовремя спохватываюсь и оглядываюсь: справа и сзади вижу яркую весеннюю зелень долины, внизу и слева - горы Стары Планины, над ними - мою "облачную улицу", перетекающую в широкую темную тучу, впрочем, не дождевую. 

Снегопад в вышине

Разворачиваю дельтаплан к цепочке облаков, влетаю под них и направляю полет к ближайшему темному пятну на небе. Пролетая под ним по прямой, снова набираю уже было потерянные 200 метров высоты, и среди разлетающихся в стороны облачных ошметков лечу дальше - к темной базе толстого облачного массива. Увидев впереди выступающую вниз плоскую темную кромку, лечу к ней и там, как и в прошлый раз, нахожу новый неплохой подъем... и снег. 

Сначала вообще не понимаю, что это за звук: показалось, что медленно рвется ткань паруса, но, взглянув на свои перчатки, с облегчением осознаю, что это просто маленькие плотные пушистые снежинки стучатся о мой шлем. Поворачиваю лицо вперед - щеки покалывает будто тоненькими иголочками. Прибор верещит о подъеме, меня засасывает в облако, но не полностью: с боков все становится белым, но внизу подернутая дымкой земля еще остается видна. 

Пролетаю над ответвившимся от основного массива гор длинным невысоким хребтиком. Слева, на севере, долинка с плоским дном, через которую предстоит перелететь, чтобы снова оказаться у более-менее высоких гор. Долетев до конца хребтика, а вместе с ним и до дальнего края широкого облака, беру немного левее и, поджав локти, встаю на переход.


Хребтик, над которым стояло
завершающее "улицу" облако

Последний плюс

Над долинкой, как ни странно, большого нисходняка не было. Наоборот, среднее снижение было около -0.5 м/с, иногда встречались маленькие слабые потоки, но ни один из них выкрутить так и не удалось. 

Потеряв всего 300 метров высоты, оказываюсь над относительно высокими горами и продолжаю лететь вдоль них, стараясь пролететь над теми местами, где, по-моему, должны отрываться от рельефа потоки. Но, увы, ничего не попадается. Склоны в тени от облаков, а те на глазах разрушаются и обрастают дырами. Один раз  протыкаю очень перспективное и вроде широкое ядро потока, но со взведенным полиспастом его пересилить не удается, а сбросив его и развернувшись назад, найти подъем снова не удается - только теряю 50 метров высоты в широких поисковых спиралях. 

Несколько раз попадаются поточки поменьше, но встать в них в спираль с подъемом не удается. В отчаянии наблюдаю за тем, как уменьшатся высота. Небо расчищается, но солнце как будто не успевает прогреть землю. Пролетаю над широким плоским скальным выступом длиной метров 400 - ну не может здесь не родиться термик! Нет, не встречаю тут даже турбулентности... Высота - на 400 метров ниже старта. Здесь это примерно 600 метров над полями (вспоминаю цифры, полученные измерениями в Google Earth). Пролетаю два очень перспетивных склона - только маленькие, совсем короткие пузырики, тоже не зацепиться... Высота 200 метров над полями. 

Впереди внизу приятная деревушка с красивыми чистыми домиками. Выбираю посадочное поле поближе к ней, определяю расстояние до проводов. О! Вот и магазин, совсем рядом! Расстегиваю подвеску, отпускаю полиспаст в посадочное положение. Высота 100 метров над полями, подлетаю к дальнему концу площадки, разворачиваюсь по ветру, чтобы построить заход "с коробочки", нащупываю было левой рукой петлю тормозного парашютика на боку - и тут нахожу "последний плюс": протыкаю широкий, довольно сильный подъем чуть ли не +2 в максимуме. Отпускаю петлю парашютика и хватаюсь левой рукой за спидбар: "Э, нетушки! Я его выкручу!" И ведь выкручиваю! Сначала в среднем поднимаюсь со скоростью +1.6 м/с, потом постепенно все медленнее, но говорю потоку: "Все равно тебя не брошу, потому что ты - хороший!" - и набираю в нем целых 900 метров высоты.


Деревня, над которой выкрутил
"последний плюс"

Посадка

Потом поток пропадает, но я, застегнув молнию подвески, могу продолжить полет. Пролетаю над грядой невысоких холмов к следующей деревне, в 500 метрах над ней нахожу еще один маленький поточек, в нем очень медленно добираю еще 100 метров, но потом подъем сходит на нет, и я лечу дальшк ... 

И тут смотрю на север -  и узнаю горы. Я тут был, я тут летал! Это Сливен! Долетел!

Больше существенных плюсов не встречаю, но, раз я в Сливене, то оно и ладно - решаю садиться. На двухстах метрах высоты подлетаю к следующей деревушке, внизу проплывает сельский стадион, все футболисты застыли как вкопанные и смотрят наверх. Выбираю площадку - как раз вдоль железной дороги без насыпи, уклонов быть тут не должно. Достаю парашютик, удерживаю его в руке за петельку на вершинке. Проход по ветру... вот пятно желтой травы, постараюсь сесть на него. Разворот, с высоты 50 метров выхожу на глиссаду. Взгляд вдаль - вижу, как футболисты со стадиона бегут в мою сторону. Бросаю парашютик, зажимаю ручку - земля стремительно приближается. Перехватываюсь, несколько метров над землей, подрываю - мягко-мягко встаю на ноги, не долетев 10 метров до желтого пятна. Плохо. С тормозником можно садиться намного точнее, и в следующий раз я это сделаю! 

Время посадки - 17:00.

Помощники

Когда первые из бежавших про мою душу футболистов добежали до дельтаплана, я уже упаковал подвеску с приборами в рюкзак и и начал спешно выдергивать латы из паруса. К счастью, прибежавшие мальчишки, были достаточно вежливыми, на сувениры меня разбирать не стали, а на просьбу отойти подальше от места сборки, отреагировали беспрекословно. Я с каждым поздоровался, спросил имена, подмигнул, сообщил, как зовут меня. Вокруг дельтаплана, наверное, собрались все мальчишки из ближайшей округи - человек 20. Приглядывая за тем, чтобы никто ничего не прихватил, я собрал дельтаплан - так быстро, как никогда еще его не собирал :-)


Два помощника

Помочь культурные ребята предложили сами - я лишь попросил показать, где находится магазин. За дельтик спереди поначалу взялись сразу шестеро, я же ухватился за самый кончик седьмым. Еще трое по очереди несли рюкзак подвески. Дельтик положили прямо у входа в магазин, я зашел внутрь, купил  разной еды себе (после длительного полета на меня всегда нападает неутолимый жор) и шоколадку ребятам, потом пожал каждому помощнику руку, пожелал удачи и отпустил - пацаны весело побежали обратно на стадион доигрывать матч.

Что ж, мне осталось отправить смску с GPS-координатами Дане из Skynomad и дождаться, когда за мной приедут. Я приговорил купленную на перекус пищу, включил на плеере аудиокнижку, которую обычно слушаю во время пробежек, и, подложив под голову подвеску, устроился на скамейке. Через 2  часа меня разбудил подъехавший на машине Даня, мы спешно погрузили крыло на автомобиль и отправились в долгий обратный путь, чтобы приехать в Сопот в полной темноте только к 22:00.

Результаты и выводы

Итак, общий результат полета длиной 3 часа 40 минут - маршрут линейной протяженностью 134 км. Трек, визуализированный на карте в Леонардо, можно посмотреть вот здесь.


Вид на посадочную площадку через железную дорогу

Немногочисленные выводы из полета:
  1. При западном ветре 5-6 м/с возможны во-первых, комфортный старт в Беклеме, во-вторых - довольно комфортные полеты вдоль хребта, если не подлетать близко к рельефу.
  2. При подобной сегодняшней не развитой вертикально облачности и потоках силы до 3 м/с полеты в облаках _в_одиночку_ достаточно безопасны и даже приятны. При более сильных потоках турбулентность в облаках может стать не только некомфортной, но и опасной.
  3. Чтобы было проще сохранять направление в облаке, нужно держать полиспаст подвзведенным, а скорость завышенной и следить за положением ручки.
  4. Позорное дезертирство и полет в удовольствие вместо запланированного упражнения, хоть и подарил массу новых приятных впечатлений, не принес почти никакого полезного опыта, да и обошелся в копеечку - около 40 евро за 270-километровую поездку автомобиля подбора (надо отдать должное, бензин тут стоит 1.6 евро за литр, так что это почти чистая стоимость топлива).

5 комментариев:

  1. Круто!
    Молодец!

    Так держать!

    Успехов в дальнейшем росте и продвижении!

    Хорошей тебе погоды и безопасных полётов!

    ОтветитьУдалить
  2. Замечательная статья.
    Только по четвертому пункту: ты же ради удовольствия летаешь? Или главным мотиватором служит спортивный интерес?)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо )
      Ну, если уж ставишь себе задачу - надо ее выполнять
      Спортивная цель тоже есть, как же без нее ;)
      если правильно ставить задачи и выполнять их, в дельтапланеризме можно расти бесконечно...

      Удалить
    2. Ну и к тому: со временем летать просто становится скучно...

      Удалить